Сайт Oozor использует cookies. Правила использования

Личный бренд


Итак, понятие «личный бренд» сегодня настолько заездили Гуру всех мастей, что оно теперь в таблице маркеров банальности телепается где-то между осознанностью и марафонами. А между тем личные бренды не только никто не отменял, но и наоборот – вся наша культура состоит по сути из них. 

Первейшим в истории личным брендом я вообще считаю Иисуса Христа (тут надеюсь на культурный кругозор верующих, которые не пошлют меня в ад за подобные высказывания). Иисус не оставил после себя ни единого письменного текста, а философию своего «бренда» являл непосредственно – через себя и свою узнаваемость. 

Туда же и всех распиаренных историей личностей, суть достижений и теорий которых мы порой и не можем толком назвать (не значит, что их нет, просто далеко не всем они понятны), но точно знаем их самих. Эйнштейн с языком, Ньютон с яблочком, Да Винчи с Джокондой, Ван Гог с ухом, Шанель с маленьким чëрным платьицем и трехлетний Моцарт, в подгузниках сочиняющий симфонии. 

Туда же и любимый всем узоровцами Юрий Гагарин. Вы скажете «ну как же, в космос ведь он первым полетел!». Да, но дело в том, что по-хорошему вместо Юры мог много кто полететь. А вот Королев был один такой на свете. Человека засунули в ГУЛАГ, сломали ему там жизнь и челюсть (кстати, потом он умрет на операционном столе спустя много лет как раз из-за невозможности вставить дыхательную трубку в сломанную чекистами челюсть), потом вынули из лагеря со словами «полети нас в космос». И он создал то, что не смог больше никто на свете, и что до сих пор составляет основу космической авиации во всем мире. Но помнят все Юру. Почему?

Потому что так устроено наше восприятие информации (образами), и так работает вся наша культура. Когда мы говорим «бренд», мы по сути подразумеваем интуитивно-образное восприятие нами компании или человека. Образ можно слепить буквально из пары ярких штрихов, а можно накидать миллион важных черт, но брендом это не станет, не запомнится. 

Но когда мы говорим о том же Ван Гоге, Эйнштейне, Ньютоне, Тесле, Гагарине и Иисусе Христе из Назарета, мы говорим скорее о случайности в истории: никто их них осознанно не работал над своим брендом, но планировал, не строил стратегию. История сама сделала этот выбор. Но есть пара великих, которые прекрасно знали, что делали, и делали это отпадно. 

Это были Дали и Пикассо. И я думаю, это неслучайно художники-модернисты: творили они в эпоху перемен, когда появилась фотография, кино, а СМИ становились все бóльшим авторитетом. Мужчины чудесно управляли информационным полем вокруг себя, использовали секс и провокацию как метод привлечения внимания, и да, мастерски монетизировали свой личный бренд. 

Дали изрядно сил потратил на то, чтобы вписать свое имя в историю искусства. Он сравнивал себя с Чарли Чаплином, поддерживал слухи о собственной импотенции, повторял, что он не просто Дали, но Божественный Дали, формировал вокруг своего имени плотную завесу. мифов и самостоятельно формулировал пул ассоциаций со своим личным брендом: Дали – гений, Дали – спаситель искусства, Дали – секс. Ну и классика «Сюрреализм – это я».

И ведь спи**дел же. Тут, простите,  краткий экскурс в истории искусства: сначала сюрреализм появился в литературе (Андре Массон и его метод свободных ассоциаций). Само слово придумал Гийом Аполлинер, до Дали в жанре уже творили художники Хуан Миро и Рене Магритт, ну а манифест сюрреализма закрепил Андре Бретон –– официальный его основоположник. Собственно, это все, что нужно знать о том, как Дали «создал» сюрреализм. 

С кубизмом и Пикассо все чуть более правдиво. И Жорж Брак, и сам Пикассо параллельно и одновременно написали свои первые кубистские картины: Брак – «Дом в Эстаке» , Пикассо – «Авиньонских девиц» в 1907 году. Это как раз тот случай, когда идея Витала в воздухе и пришла сразу к обоим. Но...кто теперь знает Брака, кроме профессионалов? А вот Пикассо знают все. И да, Гугл по запросу «основатель кубизма» выдаст вам именно Пабло, а не Жоржа. 

«Авиньонские девицы», Пабло Пикассо,  1907

«Дом в Эстаке», Жорж Брак, 1908

Воруй, как художник. Мне кажется, никто, как эти двое, не занимались аппроприацией чужих идей. Особенно Дали, который в начале творчества подражал тому же Пикассо, а потом бац и заявил «я первый, Пикассо второй».

Бедный художник, умирающий в нищете – это точно не про Дали и Пикассо. Первый был реально блогером тех времён, который Фотографировался с деньгами, нанизанными на усы, и нарочито потреблявшим роскошь на зависть публики. Это была часть бренда. Пикассо тоже не отставал: за всю жизнь он нарисовал 20 тысяч картин и все успешно продавал. Когда он умер, одна его недвижка была оценена в 1,5 млрд долларов. И это не считая картин. 

Эти двое нутром почуяли ещё задолго до того, как это станет манифестом все маркетологов: sex sells (*секс продаёт*). изрядно ездили на этой теме всю жизнь. Тут надо сказать, что, судя по обилию связей, секс и они правда любили. Но не забывали пиариться на наготе, романах и эротических провокациях. Хотя нет, тут надо кое-что уточнить. Дали все же многими историками считается асексуалом, поэтому его sex sells – во многом и правда лишь провокация.

Пабло ***** все, что движется. Причём влюблялся с той же скоростью и силой, что и терял интерес к объекту своей любви. С Хохловой он так и не развёлся – балерина до конца жизни пыталась его вернуть после расставания. Последняя любовь Пикассо была младше его на 45 лет. 

Секс, деньги, созданные о себе легенды и мифы, присваивание чужих детей-это далеко не все, что делали Дали и Пикассо на благо личного бренда. Они закрепляли его...да, визуально. Ведь как я написала до этого-мы мыслим образами. А что входило в их тщательно продуманные образы?

Нет, белые трусишки не в счёт, это частичка личного бренда Джуда Лоу. Так все же?

Пикассо: тельняшка, залысина, голые женщины, кубические линии, глубокие глазницы, такса. У Дали: усики-стрелочки, костыли, муравьи, текучие формы, контрастные тени, пустынные пейзажи, гниющие ослы. 

Дали, несомненно, было легче, чем Пикассо, чьи отношения с дамами были сплошь трагично-токсичные. У Дали была Гала. И, учитывая предполагаемую асексуальность и эгоцентричную сублимацию Дали и расчётливость и стальные яйца Галы (оооо, та ещё дамочка), той самой «любви» в общечеловеческом понимании у них скорее всего не было. Это была их общая любовь а бренду «Дали».

Известен случай на эту тему. Как-то три мексиканских режиссера решили вставить в один из своих фильмов сцену, где Дали входит в отель "Сен-Режи" с детенышем пантеры на золотой цепочке. На встрече Гала предложила им присесть, выслушала их, а потом спросила: "Вы любите бифштексы, Вкусные бифштексы? Большие, сочные?" Молодые режиссеры с радостью подумали, что их приглашают на обед, и ответили утвердительно. "Что ж, - продолжила Гала, - Дали тоже их любит. А вам известно, сколько стоят такие бифштексы," Когда Гала назвала астрономическую сумму, которую хочет получить за съемки, «чтобы Дали мог есть вкусные бифштексы», вопрос о съёмках у мексиканцев был снят. 

В чем ещё эти двое знали толк, так это в коллаборациях. Дали работал с Диснеем, мимоходом создал логотип Chupa Chups, снимался в рекламе, режиссировал фотосессии для журнала Playboy и сотрудничал со звездой шок-рока Элисом Купером. С Хичкоком связан дебют Дали как художника по спецэффектам в Голливуде, со Скиапарелли – его опыты в области моды, с Мясиным – завоевание театральной сцены. Так Дали расширял свою ЦА. 

Пикассо тоже не отставал и вовсю участвовал в коммерческих коллабах. 

Всем известна его коллаборация с фотографом Гьоном Мили и рисунки светом в воздухе. Им было создано 35 тысяч КОММЕРЧЕСКИХ иллюстраций, в том числе иллюстрации к «Русским сезонам» труппы Дягилева. На них он разбогател настолько, что стал самым богатым художником в истории, обойдя самого Дали. 

Оба постоянно были на виду, затворничество – совершенно не про них. Дали вообще был мастером чёрного пиара, любил «ляпнуть», вытворить и считал, что о тебе помнят, пока о тебе говорят.

Поспорить не могу: на философском мы вообще все придерживались мнения, что гения делает репутация. И мы читаем условного Толстого не потому, что он классика, а Толстой – классика, потому что мы его читаем. Без молвы, без текстовых упоминаний, без цитирования не существует ни один гений и ни один личный бренд. 

Из этих двоих мне больше по душе Пикассо. Поистине личность, по силе равная пучине чёрной дыры. Незадолго до своей кончины он написал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Так и произошло. Паблито, внук Пикассо, которого он всю жизнь унижал и называл ничтожеством, выпил химический реактив и вскоре скончался. Два года спустя от цирроза печени умер отец Паблито – 54-летний Поль Пикассо, единственный ребенок Пабло и Ольги. В октябре 1977 года в гараже своего дома повесилась бывшая спутница художника – Мари-Терез Вальтер. А Жаклин Рок, последняя женщина Пикассо (та, которая была младше его на 45 лет) начала пить и все дни проводила в темной комнате, рыдая или разговаривая с фотографией ушедшего мужа.

Все ещё считаете, что знаете и любите Пикассо и Дали именно как великих художников? А может, вы просто попали в воронку их личного бренда? 

Итак, что бы вы выбрали:

1) создать великое, но умереть в бесславии 

2) создать среднее, но обрести славу в веках

А чей личный бренд в истории привлекает вас, Пикассо и Дали нравятся вам? А их творчество?